Историческая справка

 
Историческая справка.
   
   Институт судебного исполнения имеет древние корни. Уже в Древней Руси при княжеском суде    имелись люди, в обязанности которых входило исполнение постановлений князя. Должностные  лица, исполнявшие судебные решения, в разные времена назывались по-разному:  мечниками,  ябедниками, вирниками, судебными приставами, судебными исполнителями. Исполнением  судебных решений ведали органы, входившие в Министерство внутренних дел, Министерство        юстиции, иные государственные структуры.
  На территории Южного Зауралья становление службы судебных приставов началось с  последней четверти XIX века с введением Новых Судебных уставов Александра П. Примерно в  конце XVII - середине XIX веков исполнение судебных решений было возложено: в уездах - на  уездных исправников, в городах - на чины полиции. Но такое положение показало свою  неэффективность, и институт судебных приставов стал возрождаться вновь. Однако ни в  Новгороде ни в Пскове, ни в Москве княжеской и царской не было еще документов, определявших правовой статус приставов, как служащих по судебному ведомству. Система судебных приставов в России по настоящему сложилась только в связи с проведенной в 1864 году судебной реформой.
 Обязательными условиями допущения пристава до исполнения своих обязанностей было "представление судебному месту установленного залога" и "принятие присяги на должность". Залог требовался на случай убытков, которые могли произойти в результате неправильных действий этих лиц, для каждого судебного округа он устанавливался по представлению Министра юстиции и обязательно в законодательном порядке. Присяга была необходимой формальностью. Текст ее был закреплен в законе; 
 
Обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, пред святым Его Евангелием и животворящим крестом Господним, хранить верность Его Императорскому Величеству Государю Императору, Самодержцу Всероссийскому, честно и  добросовестно исполнять все обязанности принимаемой мною на себя должности и все относящиеся до сих обязанностей законы и правила, распоряжения и поручения, не превышать предоставленной мне власти и не причинять с умыслом никому ущерба или убытков, а напротив, вверяемые мне  интересы ограждать как  свои собственные, памятуя, что я во всем этом должен буду дать ответ пред законом и пред Богом, на страшном суде Его. В удостоверение сего, целую слова и крест Спасителя моего. Аминь
  "Избранный" на основании ст. 300 "Учреждения судебных установлений", внесший залог, принесший присягу и получивший отличительные знаки судебный пристав мог, наконец, приступить к своим обязанностям, но только через год после этого он мог называться так с полным правом, ведь лишь тогда происходило утверждение в этой должности лицами, избравшими судебного пристава. О назначении в должности и об утверждении в ней делались публикации в местной печати, чтобы все жители знали, кто является приставом при данном судебном месте.
 К числу обязанностей судебного пристава относилось:
1 .Доставка "тяжущимся" повесток и бумаг по делам, производившимся в судах.
2.Исполнение действий, поручаемых им от "первоприсутствующего" в кассационном департаменте или председателя судебной палаты.
3. В окружных судах, кроме указанных, еще и исполнение судебных решений и других отнесенных к их обязанностям действий в пределах округа своего суда.
   Порядок выполнения судебными приставами своих обязанностей определялся в уставах уголовного и гражданского судопроизводства. Исполнение решений и приговоров в части денежных или имущественных взысканий производилось судебным приставом на основании исполнительного листа, который составлялся по строго определенной форме в единственном экземпляре.
  После Октябрьской революции 1917 года молодое пролетарское государство начало активное государственное строительство. По существу каждый день упразднялись или реорганизовывались органы управления, действовавшие при старом режиме и, в то же время создавались и новые. Такие радикальные перемены не обошли суды и органы юстиции.
   В процессе формирования системы новых советских судов одновременно формировался и институт исполнения судебных постановлений. В первые годы советской власти к исполнению судебных решений привлекались органы милиции и судебные исполнители, пришедшие на смену судебным приставам. 
   Проводимые НКЮ РСФСР, а в последующем и НКЮ СССР, мероприятия направленные на укрепление судебной системы республики Советов, начали давать свои положительные результаты и, особенно, в начале 30-х гг., но в скором времени наступили мрачные годы репрессий и многие народные судьи и судебные исполнители превратились в послушную судебную машину, перемоловшую судьбы многих и многих невинных граждан своей страны.
Современная деятельность ФССП России. 
 
   В 1995 г. Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд внесли в Государственную Думу проекты федеральных законов «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах», разработанных при участии Министерства юстиции РФ. Они были приняты Государственной Думой 28 октября  1997 г. По своей природе Федеральный Закон «Об исполнительном производстве» является попыткой разрешения проблем, возникших с переходом к новым экономическим отношениям в стране, призван обеспечить защиту граждан и юридических лиц, обратившихся за правосудием.
   В соответствии с законодательством была установлена следующая структура службы судебных приставов:
- департамент службы судебных приставов Министерства юстиции РФ;
- служба судебных приставов управления военных судов Министерства юстиции РФ;
- служба судебных приставов органов юстиции субъектов федерации;
- районные,   межрайонные   или   соответствующие   согласно административно-территориальному делению  субъекта федерации подразделения службы судебных приставов. 
   Проекты федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» разрабатывались Минюстом России совместно с Верховным Судом Российской Федерации и Выс­шим Арбитражным Судом Российской Федерации. Как известно, оба указанных закона были приня­ты и вступили в силу 6 ноября 1997 года. Это был знаменательный факт. Российское государство впервые после 1917 года сочло необхо­димым принять специальные законы, регулирующие правоотношения в сфере принудительного ис­полнения решений судов и других исполнительных документов, образовав для их реализации но­вый вид государственной службы - Службу судебных приставов. 
   Указом Президента РФ  от 13 октября 2004 года № 1316 служба преобразована в Федеральную службу судебных приставов. Сегодня воссозданной Службе  уже 9 лет, ее подразделения имеются в каждом субъекте Российской Федерации. 
   На территории Ханты-Мансийского автономного округа служба судебных приставов начала свое официальное существование в октябре 1997 года. Постановлением губернатора Ханты-Мансийского автономного округа было утверждено Положение о службе судебных приставов Управления юстиции Администрации Ханты-Мансийского автономного округа. Для создания службы дополнительно в штат Управления юстиции было выделено 5 единиц государственных служащих и для подразделений судебных приставов округа 20 единиц.
  В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 8 апреля 1998 года № 37 «О численности и фонде оплаты труда  работников служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации» в состав службы судебных приставов было выделено еще 8 единиц федеральных государственных служащих. 
   Таким образом, в 1998 году на территории автономного округа начали свою деятельность 21 подразделение судебных приставов общей численностью 89 судебных приставов. В основном, в составе территориальных отделов продолжили свою работу судебные исполнители городских и районных судов. Пополнили службу судебных приставов и бывшие работники органов внутренних дел, налоговой полиции, выпускники юридических вузов.  Возглавил образованную службу судебных приставов заместитель начальника Управления юстиции Сахаутдинов Вали Рашитович. 
 *********
В 2000 году главным судебным приставом по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре был назначен Замородских Сергей Григорьевич. С 2003 года по 2012 год он руководил Управлением ФССП России по Тюменской области. С 2012 по настоящее время Сергей Замородских руководитель Управления ФССП России по Московской области. 
  
  С 2004 года и по 2011 год руководил службой судебных приставов Югры 
Павкин Андрей Евгеньевич.   


 

  С октября 2011 года и по сей день руководителем назначен 
Адольф Олег Артурович.  
 
  В настоящее время штатная численность работников Управления ФССП России по ХМАО-Югре и его структурных подразделений составляет 957 из них судебных приставов - исполнителей 266, судебных приставов по ОУПДС 283.


Время создания/изменения документа: 15 июля 2011 03:15 / 27 сентября 2016 12:25

Версия для печати